Блог

Почему при пении у британских певцов теряется акцент

Мик Джагер, Элтон Джон, Род Стюарт, Эд Ширан, Фил Коллинз, Джордж Майкл – все они выросли в Лондоне или неподалёку от него. Говорят исполнители с хорошо узнаваемым лондонским акцентом. Но когда они поют на сцене, их голоса звучат так, словно его обладатели выросли в Новой Англии, а не в Старой. Ещё один пример – Адель. Она говорит очень милым голосом с явным акцентом, но при пении ничто не выдаёт её родного диалекта. Некоторые могут затеять спор о том, что та Адель, которая поёт, и та Адель, которая говорит, – две разные девушки.


Расширим географию. За пределами Англии тоже полным-полно неамериканских исполнителей, таких как шведская группа ABBA, которые поют на превосходном английском. Выходит, что нет разницы, откуда ты. При пении на английском на передний план выходит американский акцент, если, конечно, не пытаться привнести в звучание характерные черты какого-нибудь диалекта.

Есть несколько причин, почему акцент «пропадает» при пении, и почему по умолчанию мы поём на американском. Всё это завязано на фонетике, на темпах речи и пения и на давлении на голосовые связки. Почему именно американский? Он звучит относительно нейтрально. Даже американские певцы, если они говорят с сильной примесью «Нью-Йоркера» или даже «Хиллбилли», тоже стараются скрыть свой акцент, чтобы звучать нейтрально. Многие кантри-группы, напротив, стараются как раз показать свой родной акцент, а не скрыть его.

Чтобы разобраться в деталях, обратимся к ирландскому писателю и лингвисту Дэвиду Кристалу. Он считает, что темп речи с помощью ритма уравновешивает мелодию песни и влияет на интонации. Певцам приходится озвучивать слоги именно так, как они выделяются в мелодии песни, из-за чего необходимо удлинять гласные. Певцы, разговаривающие с акцентом, но поющие без него, стараются не петь «не своим» голосом, они просто поют, красиво и естественно. Так гораздо легче извлекать звук. То, что манеру звукоизвлечения и произношения люди принимают за американский английский, является просто совпадением.

С другой стороны, на скорость подачи звука, разумеется, влияет и темп музыки. Акцент очень легко распознать, когда человек говорит с естественной для него скоростью. А скорость пения обычно гораздо ниже. Гласные произносятся более мощно, поэтому и речь сглаживается, приобретает более нейтральный оттенок.

Кроме того, когда мы поём, повышается давление на связки. Начинающим певцам нужно научиться правильно дышать, чтобы выдерживать продолжительность нот. Для пения нужно ещё, чтобы легкие расширялись и становились больше. Это влияет на качество самого извлеченного звука. В результате местный акцент пропадает из-за другой протяжённости гласных и ударений, совершенно отличных от ударений в нормальной речи.

Поют совсем без акцента?

Так что музыканты вряд ли сами осознают, что поют совсем без акцента. Работая на радио, я и сам поразился, как мой акцент просто испарился за мою двадцатилетнюю карьеру. Кит Урбан вовсе не британец, но его фанатам до мурашек нравится голос звезды в нормальной речи. Его можно часто услышать на записях транскрипций слов в электронных словарях. Многие замечали, что он звучит больше по-американски, когда поёт. Мне довелось поговорить с Китом пару раз, и я решил, что добродушный австралийский певец не будет против такого вопроса: «Почему то, как ты поёшь, сильно отличается от того, как ты говоришь?». Разумеется, я вовсе не собирался его обижать, поэтому в ходе беседы подвел его к вопросу после нескольких комплиментов по поводу его превосходной игры на гитаре. Он рассмеялся и затем ответил: «Я не знаю. Вообще, хороший вопрос. Только я не думаю, что у меня есть акцент. Скорее, это ты говоришь с акцентом!». Конечно, моя манера речи звучала для него как «Хиллбилли». Но он так и не смог объяснить, что же с ним такого происходит во время пения, что перестаёт говорить с акцентом. В конце концов, певец сдался и перевел тему на то, почему он накрасил ногти черным лаком, когда мы с ним встречались в прошлый раз. А что же по поводу других?
Энди Гибсон, исследователь из Новозеландского Института Культуры, полагает, что такая «смена» акцента при пении и разговоре происходит неосознанно. Артисты даже не замечают этого. В 2010 году его исследование показало, что певцы, говорящие с акцентом, даже не подозревали, что их акцент «улетучивается» при пении. По мнению Дэвида Кристала, сложнее продержать исполнение с каким-нибудь местным акцентом на протяжении всей песни.

Возьмём для примера ещё одну певицу – Кэти Нэш. Про эту англоязычную «сенсацию» никто и не слышал, пока Лили Эллен не упомянула о ней на своей страничке в MySpace. Теперь у Кэти более 100000 подписчиков в твиттере. Нэш и сама не знала о своём таланте, пока пару лет назад не взяла в руки первую гитару. Она занимает неплохие позиции в чартах, при этом отказываясь выдавливать из себя американский акцент. И Кэти никогда не извиняется за свое произношение. Она англичанка до мозга костей, как чашка крепкого черного чая в пять часов вечера, и горда тем, что создала для многих британских артистов такой тренд, которого они придерживаются, осознавая того или нет.
Музыка